15 МИЛЬ СВЕТА.
МАЯКИ. ЗНАКИ.
ЛЮДИ Выставочный проект Северного морского музея, работавший с апреля по сентябрь 2019 года. Его название отсылает к одной из характеристик маяка - дальности видимости огня. 15 морских миль - или 27,78 километра - это минимальное расстояние, на которое должен бить источник света, чтобы называться маяком.
Александр Белов,
научный сотрудник музея

Одно из древнейших занятий человека – мореходство, всегда было тесно связано с опасностью. Море – своенравная стихия.

«Кто в море не бывал – тот горя не видал»
- говорили моряки.
На Белом море предшественниками маяков были навигационные кресты и гурии, которые устанавливались на возвышенностях побережья и островов.
В темное время около знаков разжигались костры.

Первый маяк с освещением был построен в Белом море на острове Жижгингский около 1760 года английским лесопромышленником Гомом. Этот маяк просуществовал около 9 лет.

Первый маяк с регулярным освещением был построен на острове Мудьюгский в 1834 году. Это была башня из кирпича высотой 41 метр. Огонь на этом маяке вечером 7 сентября 1838 года зажгли командированные с Балтики специалисты.

Это место считалось очень опасным. Составитель знаменитого «Атласа Белого моря и Лапландского берега» ученый-гидрограф Михаил Францевич Рейнеке дважды обращался в Морское министерство с рапортом о необходимости установки на острове маяка.



Мудьюгский Жижгинский Моржовский Терско-Орловский Соловецкий Сосновецкий Святоносский Жужмуйский Зимнегорский Данилов

1835-2018

В 1835 году архангельский мореходец Иван Пашин подал прошение с изложением проекта «последовательного, сообразно степени важности для мореплавания» строительства маяков на Севере с установленной очередностью.

К концу XIX века в Белом море уже существовала единая сеть маяков и предостерегательных знаков, которые освещали путь к Архангельскому, Мезенскому и Онежскому портам.

МЕТЕОСТАНЦИЯ


Баркасный компас с фонарём со спасательной станции при Летне-Орловском маяке. СССР, 1951 г. Стекло, металл, краска. Из частной коллекции В.В. Лаврова.



Маяки часто становились базой для лоцманских артелей (например, Жижгинский и Мудьюгский), а затем и для спасательных станций. В 1890-х годах маячники сами вели метеонаблюдения, а в ХХ веке рядом с маяками появились метеостанции. Некоторые маяки превратились в настоящие комплексы, работающие на обеспечение безопасности мореплавателей.

СВЕТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

В начале 19 века на Белом море еще не было маяков с освещением. Изобретенный в 1819 году французским физиком Огюстеном Френелем преломляющий светооптический аппарат, названный диоптрическим, произвел настоящую революцию в маячном деле.


Линза Френеля имеет малую толщину и
вес даже при большой угловой апертуре.

В конце XIX – начале ХХ веков часто использовалось недорогое керосино-калильное освещение, которое давало яркий и устойчивый световой поток.



К 1915 году на многих маяках было установлено электрическое освещение: в Европе – 264 маяка, в Азии – 11 маяков, в Африке – 9 маяков, в Америке – 62 маяка, в Австралии и Океании – 11 маяков. На Белом море электрическое освещение маяков появилось в 30-х годах ХХ века.

Звуковое оборудование маяков

Для предостережения мореплавателей в туман, шторм, вьюгу, когда скрывалось не только солнце, но и предостерегательные огни, применялись различные звуковые сигналы. В XIX – ХХ веках на маяках использовали колокола, туманные сирены различной конструкции и даже пушки.



Трехдюймовая полевая пушка образца 1900 года. Со второй половины 1930-х годов использовалась как туманное сигнальное орудие на мысе Ярасаля у маяка полярной станции Югорский шар.

СМОТРИТЕЛИ

Маячные команды состояли из маячного смотрителя и маячных служителей.
Часто служба на маяке становилась семейным делом и появлялись династии маячников.

«Сын Павла Башмакова – Иван Павлович Башмаков, лоцмейстер Белого моря»

Известный моряк-гидрограф, исследователь морей Северного Ледовитого океана Павел Башмаков родился в многодетной семье служителя Жужмуйского маяка. Более 30 лет посвятил гидрографическому ограждению Белого, Баренцева и Карского морей. С 1933 года Башмаков возглавлял Архангельский и Новоземельский гидрографические отделы, преподавал в Архангельском морском техникуме курсы навигации, лоции, метеорологии и астрономии. Именем Башмакова назван пролив между арктическими островами Гофмана и Беккер.

Прошение отставного матроса И.П. Башмакова
о назначении его смотрителем маяка.

В дружной семье смотрителя Жижгинского маяка, корреспондента Николаевской главной физической обсерватории Ефима Ратманова выросло девять детей. После смерти Ефима Ивановича смотрителями маяка по очереди становились его сыновья Леонид, Михаил и Иван, а наблюдателями на метеостанции – Георгий, Лариса и Ольга. Династия Ратмановых прослужила на Жижгинском маяке более полувека (с 1884 года до 1935 года), практически без общения с посторонними людьми, врачебной помощи и каких-либо светских развлечений.

Made on
Tilda