произошло и в следующем 1785 году: создана сложная система плотин
и шлюзов, соединяющих несколько озер, образовалось искусственное озеро, благодаря объему воды которого можно было обеспечить прохождение судов. Помимо лесопильных цехов были построены литейный, токарный, якорный, кузнечный, угольный. Завод ковал гвозди, нагели, якоря, скобы, громоотводы, изготавливал компасы.
П.М. Трофимов в «Очерке экономического развития Европейского Севера России» (1961) пишет, что металл привозили с Уральских заводов, от красноборских металлургов, заводов Усть-Сысольского уезда, а лес доставлялся сплавом из многих районов Севера по Северной Двине. В 1791 году в деревне Ширша была поставлена деревянная церковь Сергия Радонежского. Правда, в 1815 году она сгорела, и на ее место поставили перевезённую из Холмогор церковь.
На фото: скоба, Ширшемский якорный завод, металл ковка, первая половина XIX века. Коллекция Северного морского музея.